Рус   Укр
Головна сторінка Мапа сайту Інтернет-приймальня

Калькулятор субсидій
Калькулятор субсидій

Виборчі дільниці м.Алчевск
Виборчі дільниці м.Алчевск

Аварійні та диспетчерські служби м.Алчевська
Аварійні та диспетчерські служби м.Алчевська

Попередня версія сайту
Попередня версія сайту

Виступи


За матеріалами газети "Огні " № 20 від 19.05.2010р

– Парламентские слушания проводятся достаточно часто. Но, полагаю, у большинства читателей так и не сложилось представление о том, что же это такое: очередной дискуссионный клуб или же серьезное мероприятие с определенными правовыми последствиями.

– Порядок проведения парламент-ских слушаний определен Регламентом Верховной Рады Украины. Так, в Законе Украины от 10.02.2010 № 1861-VI «Про Регламент Верховної Ради України» статьи 223-236 устанавливают периодичность проведения парламентских слушаний, их инициирование и подготовку, требования относительно порядка проведения слушаний. 

Как известно ,12 мая т.г. в Верховной Раде Украины проведены
парламентские слушания "Реформирование законодательства
Украины о местных выборах в интересах территориальных
громад". Об их итогах и пойдет речь в интервью с городским
 головой В.Е.ЧУБОМ.
Парламентские слушания :
В ОЖИДАНИИ РЕФОРМ

В части первой статьи 233 этого Закона записано, что парламентские слушания в Верховной Раде Украины проводятся с целью изучения вопросов, которые представляют общественный интерес и требуют законодательного урегулирования. В части восьмой статьи 236 определено, что по итогам парламентских слушаний Верховная Рада Украины принимает постановления. Таким образом, парламентское слушание – это достаточно значимое мероприятие и далеко не все вопросы рассматриваются в стенах парламента. О намерениях провести подобное парламентское слушание было заявлено еще 18 февраля этого года, но лишь 1 апреля принято соответствующее постановление, за которое, кстати, проголосовало 388 народных депутатов.

Следует отметить, что 3 февраля в г. Киеве состоялась первая сессия Национального Конгресса местного самоуправления, где принято обращение к Верховной Раде Украины о необходимости совершенствования законодательства в Украине о местных выборах.

– Но, если не ошибаюсь, еще в начале декабря прошлого года Ю. Тимошенко подписала распоряжение о мероприятиях по реализации Концепции реформы местного самоуправления?

– Да, действительно, 2 декабря 2009 года было подписано распоряжение № 1456-р «Про затвердження плану заходів щодо реалізації Концепції реформи місцевого самоврядування». В этом распоряжении мне «понравился» пункт 2, в котором предлагается местным органам «…забезпечити виконання плану заходів у межах відповідних бюджетних призначень та за рахунок інших джерел». О каких «інших джерелах» может идти речь, если у местной власти нет средств для выполнения неотложных работ по ремонту жилищного фонда, на восстановление лифтового хозяйства, ремонт дорог, решение множества других, не менее важных, проблем? Если уж проблеме придается общегосударственный статус, то государство не имеет морального права перекладывать ее выполнение целиком на местные органы власти. Поэтому ничего удивительного нет в том, что этот «план заходів» так и остался на бумаге.

Кстати, никто особенно и не спрашивал мнения представителей органов местного самоуправления при подготовке этого распоряжения. По иному пути пошел Президент Украины В.Янукович. Уже 9 апреля был издан Указ Президента Украины № 533/2010 «Про Раду регіонів». С целью обеспечения взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении вопросов реализации государственной региональной политики, системного совершенствования модели местной власти, преодоления межрегиональной диспропорции, обеспечения сбалансированного социально-экономического развития регионов этим указом был создан Совет регионов. Статус Совета достаточно высок, ведь по итогам обсуждения на его заседаниях вопросов принимаются решения, которые направляются Президенту Украины и в центральные органы исполнительной власти. Как установлено в части восьмой положения о Совете регионов, в случае необходимости решения Совета регионов реализуются путем издания в установленном порядке актов Президента Украины и внесения Президентом Украины на рассмотрение Верховной Раде Украины соответствующих законопроектов. Заседания Совета регионов предлагается проводить непосредствен но в городах и районах, то есть там, где существуют реальные проблемы и есть люди, заинтересованные в их решении.

– 13 мая наш городской совет принимал бюджет города на 2010 год, поэтому, полагаю, у Вас не было технической возможности принять участие в парламентских слушаниях, но с итоговыми документами Вы, вероятно, уже ознакомились.

– Да, в парламентских слушаниях я не участвовал, бюджет города – достаточно сложный и ответственный документ, да и времени для его подготовки было очень мало. В подготовке парламентских слушаний мы принимали участие, давали свои предложения в адрес рабочей группы и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления.

О необходимости реформирования законодательства Украины о местных выборах сегодня сказано уже много. Да, действительно, поспешное внедрение пропорциональной системы при выборах депутатов местных советов себя не оправдало. По большому счету, если строго следовать букве закона, нынешний депутат местного совета – это и не депутат вовсе, а представитель той или иной политической партии. А как партии возникают, какая средняя продолжительность их активной партийной деятельности, мы с вами знаем. Можно согласиться с положениями из выступления Председателя Верховной Рады Украины В.Литвина о том, что пропорциональная избирательная система с голосованием по закрытыми партийными списками кандидатов разрушила связь между депутатом и избирателем в территориальной громаде.

Нельзя сказать, что депутаты Алчевского городского совета самоустранились от тех форм работы, которые предусмотрены в Законе Украины «О статусе депутатов местных советов». У нас проводятся регулярный прием избирателей депутатами городского совета, отчеты депутатов, Дни информирования населения. Любой житель города, позвонив по тел.3-55-44 (кабинет № 26) в отдел организационного обеспечения работы городского совета, может узнать, кто же депутат в его избирательном округе, и получить необходимую информацию для решения возникших проблем. Но такие формы работы стали возможны лишь благодаря человеческим качествам большинства депутатов городского совета, их чувству ответственности, да и определенная инерция сложившихся форм имеет место, но «запас прочности» не бесконечен.

К слову, кто из горожан может назвать «нашего» народного депутата Украины? Во время выборов да, приезжают, но ведь выборы заканчиваются.

– В законодательстве ряда стран, той же Польше, Велико-британии, Швеции, предусмотрена возможность участия в выборах независимых внепартийных кандидатов.

– Подходы к формированию местных органов власти достаточно многообразны, но по существу все сводится к избирательной системе: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Вокруг этого и ведутся дискуссии. Нельзя забывать и о том, что в этой полемике присутствует и «партийный интерес». Ведь многие кандидаты на пост Президента Украины обещали своим активистам проходные места в партийных списках грядущих местных выборов. Теперь разворачивать на 1800 и призывать к чистой «мажоритарке» как-то неудобно. Но совесть в политике – понятие абстрактное.

– На местных выборах в Украине избирается примерно 12 тысяч местных советов. В связи с этим «разнобой» в сроках проведения выборов местных советов и сельских, поселковых, городских голов вряд ли является разумным.

– Сегодня уже трудно восстановить, какие «резоны» закладывались при внесении изменений в Конституцию Украины касательно очередности проведения местных выборов. Вероятнее всего, о сельских, поселковых, городских головах просто-напросто забыли. Такое тоже бывает.

1 апреля этого года Верховная Рада Украины направила в Конституционный суд Украины законопроект касательно новой редакции ст.141 Конституции Украины. По мнению заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Ю. Ключковского, при условии наличия заключения Конституционного суда Верховная Рада может принять этот законопроект за основу еще до «летних» каникул, а в начале «осенней» сессии можно будет принять новую редакцию статьи 141 в целом, что создаст условия для восстановления единовременности очередных местных выборов и их проведение весной 2011 года.

– Закрывая парламентские слушания, заместитель председателя Верховной Рады Украины Н.Томенко назвал ряд проблем, которые необходимо решить для того, чтобы обеспечить эффективную и ответственную систему местного самоуправления…

– С некоторыми выводами можно согласиться, с другими – поспорить. Да, действительно, в ряде областных советов часть районов вообще не имеют своих представителей. А в отдельных случаях город или район как бы и представлен в областном совете, но зачастую это представительство формальное, лишь единицы депутатов областного совета действительно поддерживают постоянную связь с громадами, чьи интересы они должны представлять.

Дискуссионным представляется предложение Н.Томенко о сокращении более чем на треть состава депутатского корпуса местных советов. Мы это уже проходили. У нас был городской совет из 30 депутатов. Сессии проводились в малом зале заседаний исполнительного комитета, в избирательных округах насчитывалось около 4 тысяч жителей города, о какой полноценной депутатской работе можно было говорить? Доводы о том, что тем самым мы существенно сократим расходы на содержание органов местного самоуправления – это не более чем домыслы людей, далеких от реальной практики работы местных советов. Не такие уж и «затратные» местные советы, на сокращении числа депутатских мандатов много не сэкономишь.

– И, в заключение, ваша оценка проведенного мероприятия.

– Думаю, что состоялся полезный и содержательный разговор. Причем не в отрыве, а в контексте единой государственной политической линии, о чем я уже говорил. Полагаю, что Верховная Рада Украины оперативно примет необходимые нормативные документы.

На местных выборах всегда было много желающих побороться за депутатский мандат, не уменьшится число претендентов и на очередных выборах. Ну а наши избиратели уже достаточно подготовлены, мудры – и смогут различить дешевый популизм от реальных, прагматичных программ.

Сегодня же необходимо не «вы-глядывать» очередных выборов, а работать. Слаженно, результативно, на конкретный результат.

Наш корр.


За матеріалами газети "Огні " № 19 від 12.05.2010р

Бюджет страны и города


Как известно, 27 апреля Верховная Рада Украины, в обстановке, «приближенной к боевой», утвердила бюджет страны. Закон подписан Президентом Украины, 30 апреля опубликован в газетах «Голос України», «Урядовий кур’єр» и вступил в силу.

13 мая, в сроки, установленные Бюджетным кодексом Украины, свой главный финансовый документ будет принимать и Алчевский городской совет. По просьбе редакции Алчевский городской голова В.Е.Чуб рассказал об особенностях бюджетного процесса-2010.











 




-Владимир Евгеньевич, позвольте «детский» вопрос: на ваш взгляд, Бюджет-2010 хороший или плохой?

– Бюджет хорошим не бывает. Об этом вам скажет не только дипломированный экономист, но и любая хозяйка, которой приходится соразмерять возможности семейного бюджета с потребностями и пожеланиями. А если бюджет страны принимается в конце апреля, то уж тем более многого ожидать от него не приходится.

Кстати, и Премьер-министр Украины Н.Азаров заявил, что основной финансовый документ нельзя назвать хорошим, однако он вполне реалистичен. «Не может он быть хорошим, когда экономика в кризисе. Он реалистичный, он трудновыполнимый, но выполнимый, и он даст уверенность нашему бизнесу, нашей экономике, самое главное, нашим людям, что мы, наконец, выберемся из той глубокой ямы, куда мы попали в прошедшие два года», – с этими словами Николая Яновича можно согласиться. Уже то, что в кратчайшие сроки бюджет страны был сверстан и утверждён, говорит об ответственном подходе новой команды. Ведь в «ручном режиме» распределять бюджетные потоки всегда проще, но предпочтение было отдано открытому и гласному процессу.

– Но оппозиция уже успела подвергнуть бюджет страны жесточайшей критике…

– Было бы странным, если бы реакция оппозиции была иной. Но кто им мешал, при наличии большинства в парламенте, принять свой Бюджет-2010, представленный ещё в сентябре 2009 года правительством Ю.Тимошенко?

Утвержденный Бюджет-2010 Н.Азарова и вариант Ю. Тимошенко – это абсолютно разные документы. Прежде всего, потому, что «посчитаны» они на основе совершенно разных показателей. Так, бюджет Ю.Тимошенко прогнозировался из расчета инфляции 9,7%. Показатель же номинального ВВП был завышен и к концу года должен был составить 1178,6 млрд. грн. Новый бюджет предусматривает рост ВВП на 3,7% и индекс потребительских цен в 13,1%. При этом номинальный ВВП к концу года составит 1083,1 млрд.грн. О реальности макропоказателей неоднократно заявляли независимые эксперты и руководители аналитических ведомств. Он более взвешенный по сравнению с предыдущим вариантом, в нём уменьшены доходы и учтены реальные потребности Пенсионного фонда в поддержке из госбюджета. Вместе с тем, он по-прежнему довольно амбициозен.

Несколько ранее была проведена правительственная презентация «Развитие регионов в условиях кризиса». Подходы обозначены как «выполнение социальных стандартов» и «поиск реальных путей развития через инвестирование в инфраструктурные проекты с привлечением к их реализации смежных отраслей, и на этой основе рост доходов населения». В пояснительной записке к проекту приводятся данные по росту социальных минимумов. Так, средняя пенсия вырастет против 2009 года на 146 грн. и составит 1092 грн. Минимальная же пенсия будет несколько раз пересчитана и вырастет с 573 грн.(в декабре 2009) до 734 грн.в декабре 2010-го.

Средне взвешенная минимальная заработная плата в 2010 году составит 888,3 грн, её прирост против 2009 года – 38,1%. Минимальная зарплата также будет поквартально расти и в декабре 2010 года составит 922 грн. против 884 грн. на начало года. С учётом указанных социальных стандартов расходы на оплату труда работников бюджетной сферы с начислениями увеличены на 21,7 млрд.грн.(до 118,1 млрд.грн., или на 22,8%).

По расчётам аналитиков Минфина, в результате внедрения новых социальных стандартов будет достигнут рост реальной зарплаты на 5%, в 2009 же году произошло её реальное падение на 9%.

Правительство не только взяло на себя обязательства за прошлый год, но и намерено повысить минимальные социальные стандарты (в среднем на 23-25%), чтобы поддержать группы населения с низким доходом.

Следует отметить, что 5 мая Премьер-министр Украины Н.Азаров на заседании Кабинета министров Украины отметил, что уже в апреле удалось обеспечить позитивные изменения в сфере государственных финансов. Впервые имеются значительные остатки средств на Едином казначейском счету, в апреле выплачено около 5 млрд. грн. по долгам предыдущего правительства, полностью профинансированы все бюджетные расходы.

Для реализации второго принципа в бюджет закладываются инвестиционные проекты с участием государства. Финансируются они двумя способами – напрямую через профильные министерства и ведомства, а также через Стабилизационный фонд. В Бюджете-2010 Стабфонд (статья 74) играет достаточно важную роль – там значатся так называемые «точки роста». Стимулируя их, правительство планирует дать толчок к развитию экономики в целом. Кроме этого регионы должны найти 2-3 «точки роста» (крупные предприятия) и готовить их к привлечению инвестиций. Это – задания для каждой области. В частности, в Стабфонд занесены статьи по удешевлению кредитов и инвестпроекты в АПК (3,03 млрд.грн.), модернизация и утилизация вооружений (1,5 млрд.грн.), финансирование инвестпроектов в угольной сфере и техническое переоснащение шахт (9,3 млрд.грн.), подготовка к «Евро-2012» (6,7 млрд.грн.), программа «Питьевая вода Украины» (1,1 млрд.грн.), строительство жилья для военнослужащих (1,04 млрд. грн), а также строительство мостов, дорог, стимулирование ракетно-космической отрасли. Среди других статей расходов средств Стабфонда – финансирование инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, в том числе – через удешевление кредитов (1,8 млрд.грн.).

Одним из ключевых направлений для привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов является сфера энергосбережения. В бюджете на эти цели заложено около 0,7 млрд.грн., а на внедрение энергоэффективных проектов предусмотрено 2,5 млрд.грн. и в ЖКХ – 1,2 млрд.грн. Ближе к концу года планируется задействовать и использовать такие механизмы, как концессии, территории приоритетного развития и технологические парки.

– Предлагаю перейти от Государственного бюджета к нашим, местным проблемам. Как известно, раздел V Закона Украины «Про Державний бюджет України на 2010 рік» установил взаимоотношения Государственного бюджета страны и местных бюджетов. Есть ли какие-то новации в порядке зачисления доходов в общий фонд местных бюджетов?

– Ожидать, что принятый в авральном порядке Закон о бюджете коренным образом поменяет взаимоотношения государственного и местных бюджетов, конечно же, не приходилось, поэтому каких-то особых, принципиально новых источников доходов местные бюджеты не получили. Сохранена практика субвенций из Государственного бюджета местным бюджетам и дотации на выравнивание финансовой обеспеченности местных бюджетов между бюджетом АРК, областных бюджетов, бюджетами городов областного значения и районов. Но суть не в том, как выстроена система взаимоотношений между Государственным и местными бюджетами. Все дело в том, как государство выполняет свои обязательства. Думаю, не стоит напоминать, что в прошлые годы троллейбусное управление Алчевска, да и все жилищно-коммунальное хозяйство в целом неоднократно находилось на гране финансового краха лишь по той причине, что несвоевременно и не в полном объеме поступали субвенции от государственного бюджета на предоставление льгот и жилищных субсидий населению. Хотелось бы надеяться, что в этом году эти взаимоотношения будут более корректными.

Мы также ожидаем, что в полном объеме будут работать статьи 41, 45 Закона о бюджете. А что касается новых бюджетных взаимоотношений, то они содержатся в проекте нового Бюджетного кодекса Украины, в обсуждении которого мы также принимали участие.

– Местные бюджеты в основном формируются за счет налога с доходов физических лиц. В связи с этим, бесспорно, повышение минимальной заработной платы – это благо для местных бюджетов.

– Главное – не сумма поступлений от доходов физических лиц, а повышение уровня жизни наших граждан, в том числе и через повышение заработной платы. Рост покупательской способности стимулирует экономику, создает новые рабочие места. Это прекрасно понимают разработчики Государственного бюджета, поэтому социальный блок в этом Законе достаточно объемный и конкретный. Я не буду перечислять показатели статей 45, 52, 53. О минимальной заработной плате и размерах прожиточного минимума уже достаточно много сказано. Положительным моментом считаю введение почасового размера заработной платы, ведь достаточное большое количество занятых в частном бизнесе работают на условии неполного рабочего дня. Теперь у них появилась возможность защищать свои права и требовать от работодателей выполнения норм законодательства. С другой стороны, работодатели не смогут уклониться от уплаты платежей в Пенсионный и другие фонды. Судя по всему, и Президент, и правительство намерены повести бескомпромиссную борьбу со всякого рода попытками уклонения от налогов, особенно тех, кто явно имеет стабильно высокие доходы.

– В прессе появились публикации о том, что новый Госбюджет ляжет непосильным грузом на промышленность, крупные предприятия.

– Да, такие публикации имеют место. Как пишет газета «Дело», Госбюджет, который приняла Верховная Рада, не обрадовал работодателей. Кабмин заложил в основной финансовый документ значительное повышение соцстандартов, которое не сможет выполнить целый ряд крупных промышленных предприятий Украины. По словам исполнительного вице-президента Конфедерации работодателей Украины А.Мирошниченко, уже апрельское повышение минимальной заработной платы до 884 грн. в месяц может оказаться не под силу 11 из 17 металлургических комбинатов.

Вице-президент консорциума «Индустриальная Группа» А.Пилипенко отметил, что конъюнктура рынка – неблагоприятна для повышения соцстандартов. «Подъём на металлургическом рынке – временный. Одновременно идёт рост цен на сырье, соответственно, маржа для предприятий – небольшая. И увеличивается цена конечной продукции», – объясняет представитель компании. По мнению А. Пилипенко, повышение соцстандартов «происходит по политическим мотивам и его следовало бы отложить до тех времен, когда будет соответствующий экономический рост в стране…».

Но, как я понимаю, никто не заинтересован в том, чтобы затянуть «налоговую удавку» на ведущих предприятиях страны. От чрезмерной налоговой нагрузки лучше не будет никому: ни предприятиям, ни государству. Поэтому, полагаю, паритет интересов будет найден. Не исключено, что кому-то в чем-то придется поступиться. Но жить в стране и быть свободным от обязательств перед нею – невозможно.

– Каковы же основные показатели проекта бюджета города на 2010 год?

– Наши экономические и финансовые службы прогнозируют поступления в городской бюджет в размере 186,1 млн.грн., в т.ч. от налога с доходов физических лиц – 135,8 млн.грн., от платы за землю – 22,3 млн.грн., от местных налогов и сборов – 6,027 млн.грн. и других источников, предусмотренных ст.34 Закона Украины «Про Державний бюджет України на 2010 рік». Порядок формирования специального фонда, его источники установлены ст. 47 этого Закона. Мы предполагаем, что специальный фонд городского бюджета в 2010 году будет составлять – 7,9 млн.грн. А если сравнивать проект бюджета города на 2010 год и фактически выполненный бюджет города за 2009 год, то можно сказать, что рост показателей по общему фонду составил 15%.

– В городском бюджете, помимо защищенных статей, предусматриваются и расходы на финансирование тех или иных проектов. Какие виды работ предполагается осуществить в Алчевске в 2010 году?

– Да, такие планы у нас есть, мы их неоднократно обсуждали, есть расчеты, обоснования. Но предлагаю не торопиться, дождаться принятия городского бюджета и уже потом продолжить наш разговор о планах и перспективах развития города.

– Спасибо за интервью и ожидаем продолжения разговора.

Наш корр.


Прямая линия "Минимум риторики - больше действий " за матеріалами газети "Огні " № 10 від 10.03.2010р

"Удалось сделать немало " за матеріалами газети "Огні " № 02 від 13.01.2010р

"Реализация проектов - дело времени " за матеріалами газети "Огні " № 48 від 02.12.2009р.

"Работы хватит еще на годы... " за матеріалами газети "Огні " № 39 від 30.09.2009р.

"Главный соперник - ситуация в стране " за матеріалами газети "Огні " № 24 від 17.06.2009р.

"Вечер перед Рождеством, или как журналисты к мэру колядовать ходили" За матеріалами газети "Огні " № 1 від 07.01.2009р.

За матеріалами газети "Огні " № 38 від 17.09.2008р.


Алчевськ

Праздники Украины

© 2008, 2009
Всі права захищені
Алчевська міська рада
Адреса міської ради:
94220, м. Алчевськ, вул. Леніна, 48
e-mail:
Використання матеріалів дозволяється за умови обов’язкового посилання на джерело
al.lg.ua